Стрекоза и муравей басня крылова чему учит


Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль, анализ басни, краткое содержание для читательского дневника, характеристика героев. Какие крылатые выражения можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?

В этой статье описывается история создания басни «Стрекоза и Муравей», ее сюжет, мораль и основная мысль.

Басня — это нравоучительное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. Персонажи басни обычно животные, вещи, растения или насекомые. С их помощью легче понять суть морали. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»? Мораль, основную мысль и рассуждения вы сможете найти в этой статье.

Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания

«Стрекоза и Муравей»

Автором произведения «Стрекоза и Муравей» считается Иван Андреевич Крылов. Это произведение появилось не позднее мая 1808 года. Впервые его опубликовали в печатном издании «Драматический вестник».

Но создателем этого произведения был не Крылов. Он просто переписал с другого языка на русский басню французского писателя Жана де Лафонтена «Цикада и Муравей». Лафонтен также не является автором басни, так как позаимствовал сюжет у Эзопа — греческого баснописца, жившего в 6 веке до нашей эры. Но именно Крылов сделал перевод на русский язык. Получилось произведение, которое мы знаем сейчас, и на котором воспиталось много поколений.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: текст

Текст произведения небольшой. Учить его задают детям начальной школы. Оно легко запоминается. Вот текст басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:

Текст басни

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль

Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.

  • Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
  • Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
  • Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника

Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:

Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом. Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето. Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.

Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев

«Стрекоза и Муравей»

В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.

  • Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
  • Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.

Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.

Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья?

Стрекоза обратилась к Муравью, потому что он трудолюбивый, и все лето работал, чтобы зимой у него было где жить и что есть. Стрекоза признала свою ошибку, и попросила Муравья вежливо о приюте и еде, чтобы он ее покормил и обогрел.

Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?

«Стрекоза и Муравей»

В произведении «Стрекоза и Муравей» осуждается легкомысленность и самовлюбленность. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. Басня учит быть трудолюбивыми, мудрыми, серьезными и ответственными. Кроме праздников и веселья, есть еще и трудовые будни, когда нужно трудиться, чтобы было что кушать и где жить.

Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?

Автор воспринимает Муравья, как трудолюбивого и положительного героя. Его можно ставить в пример, так как он понимает, что неправильно жить одним днем, необходимо всегда думать о завтрашнем дне.

Стрекоза вызывает сочувствие. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.

Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения

Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи.  Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:

Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.

Какой можно совет дать Муравью и Стрекозе в басне Крылова?

При помощи этой басни, автор дает советы читателям, как нужно жить: не лениться, а трудиться. Но и отдыхать также нужно. Муравей работал все лето, а зимой он отдыхает, так как за окном холодно, а у него есть кров и пища. Муравью можно дать такой совет: оставаться таким же серьезным и трудолюбивым, а Стрекозе — набраться ума, работать и думать о будущем.

Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?

Стрекоза пришла к Муравью просить еду и кров

Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения

  1. Развлечения Стрекозы.
  2. Просьба о помощи у Муравья.
  3. Как он проучил Стрекозу за бездельничество?

Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:

  1. Что делала Стрекоза летом?
  2. Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
  3. К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
  4. Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
  5. Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
  6. Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
  7. В каких строках заключается главная мысль басни?
  8. При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
  9. На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?

При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем.

Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?

Крылатые выражения и афоризмы из этого произведения используются даже современными людьми в разговорной речи. Это говорит о том, что данное произведение действительно интересное и поучительное. Крылатые выражения, которые можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»:

Это выражение означает проведение времени без пользы, пустая трата времени.

Данное выражение указывает на мимолетность времени. Лето — короткое и быстро проходит, а за ним быстро наступает зима.

Везде у Стрекозы было угощение. В любом месте можно поспать и поесть.

Это выражение указывает на то, что не хочется даже заниматься любимыми делами, если голодно и холодно.

Легкомысленное поведение всегда ведет к тому, что человек забывает о важных делах.

К басне «Стрекоза и Муравей» подходят такие пословицы:

Пословицы, которые подходят к басне «Стрекоза и Муравей»

Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы

Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»:

  1. Можно слова произведения пропеть. Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
  2. Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
  3. Представляйте события, которые описываются в басне. Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
  4. Также можно повторять четверостишиями. Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.

Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.

Инсценировка басни, сценарий театральной постановки для праздника осени «Стрекоза и Муравей»: слова, текст

Басня «Стрекоза и Муравей» небольшая и рассказать ее можно за 30 секунд. Но это не означает, что с этим произведением не получится сделать театральную постановку. Можно придумать оригинальную инсценировку басни, например, для праздника осени. Вот сценарий к этой басне — слова, текст:

Инсценировка басни: действующие лица Инсценировка басни Инсценировка басни: следующая сцена

Стрекоза идет к муравейнику, закутавшись в сухой лист. Выглядывает Муравей.

Инсценировка басни: концовка

Эта сценка на 5 минут. Она получится интересной и веселой. Важную роль играют декорации и костюмы персонажей. Праздник осени с инсценировкой басни Крылова будет запоминающимся, так как произведение «Стрекоза и Муравей» всеми любимое — и взрослыми, и детьми.

Видео: Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов. Басня

heaclub.ru

Басня Крылова "Стрекоза и Муравей": мораль, анализ выразительных средств, особенности возрастного восприятия

Главная > Литература > Басня И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”: мораль и глубина

Все мы отлично с детства помним басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Мораль басни известна каждому школьнику: труд будет вознаграждён, а праздность — наказана. Но ограничивается ли суть содержания басни этой краткой формулировкой? Попробуем ответить на этот вопрос.

Оглавление:

  • В чём заслуга Крылова
  • Языковые средства передачи авторского послания
  • Особенности возрастного восприятия
  • Мораль басни в школе
  • Восприятие глубины басни в зрелом возрасте
  • Неоднозначность героев

В чём заслуга Крылова

Басня — специфический жанр краткой стихотворной притчи, в русской литературе почти полностью исчерпанный Иваном Андреевичем Крыловым. Он был единоличным автором большинства написанных им басен, а некоторые их них являются переложениями на русский язык произведений Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал их у Эзопа — как это случилось и с басней «Стрекоза и Муравей». Несмотря на то, что это перевод, у Крылова басня заговорила совсем по-другому, по-новому. В этом отношении русскоязычному читателю очень повезло, ведь только носитель русского языка может во всей полноте оценить истинную глубину крыловского видения нестареющих сюжетов.

Это интересно: аллегория в литературе – что это, примеры.

Языковые средства передачи авторского послания

Иван Андреевич работал над каждой своей басней с кропотливостью ювелира, беспощадно избавляясь от всех лишних слов, оттачивая текст до совершенства. Поэтому их так легко учить наизусть. При этом Крылов никогда не поступался содержанием, он мог в очень редких случаях позволить себе некоторую грамматическую неуклюжесть или перенос ударения, но нужных слов, точно выражающих его мысль, он не опускал в угоду красоте стиха.

Анализ басни будет неполным без анализа языковых приёмов. Здесь можно выделить несколько ярких средств, помогающих автору передать главную идею.

  1. Эпитеты. Стрекозу Крылов называет «попрыгуньей», и этого достаточно, чтобы понять её суть. То, что она лентяйка, ветреница и так далее, читатель легко додумывает сам. Автор наделил характерными чертами природу и чувства героев: лето — «красное», дни — «светлые», зима — «холодная», тоска — «злая». Эпитетами насыщена первая часть басни, содержание которой погружает читателя в её атмосферу и настраивает на диалог героев во второй части.
  2. Глаголы. Крылов не тратит зря ни одного слова, и на глаголах это особенно хорошо заметно. Стрекоза «пропела» лето — значит, лето пролетело для неё как один день, который она бездумно потратила на развлечения, и всё это сказано одним словом. Зима не просто пришла, она «катит в глаза»: здесь слышится отчаяние, вызванное внезапностью окончания лета и, собственно, жизни. Поле у Крылова не опустело, не замёрзло, а «помертвело» — ещё один знак рока, стремительного приближения конца. Стрекоза «уж не поёт», она «ползёт» к Муравью, умоляя её «не оставить» — безнадёжная просьба! И заключительное слово басни — «попляши!» — фактически является приговором, причём явно выражает злую иронию.
  3. Противопоставления. На них построен весь текст, и они помогают понять не только его содержание, но и характер героев. Муравью вообще не досталось ни одного эпитета, и, тем не менее, его образ выступает ярко. Как этого добился автор? «Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она» — уже сам факт того, что голодная Стрекоза явилась к Муравью, делает последнего её антиподом, и у читателя не возникает вопросов о его качествах. Стрекоза пела и скакала всё лето, а муравей, напротив, трудился и готовился к зиме. Лето и зима, веселье и работа, благоденствие и нужда, наконец, сами Стрекоза и Муравей — весь текст чётко разграничен на чёрное и белое, как знак инь-ян.

Это интересно: обобщенно личные предложения, их примеры в литературе.

Особенности возрастного восприятия

Многие считают, что школьникам рановато читать, например, «Войну и мир» или «Преступление и наказание». А что насчёт наших любимых басен? Их полезно читать как в детстве, так и в зрелом возрасте. Ведь с возрастом на многие классические литературные произведения люди начинают смотреть по-другому, и басня, в которой, казалось бы, всё предельно ясно, не исключение. Анализируя произведения классиков, легко углубиться в такие дебри, что сами классики диву дались бы. Но тем и хороши их книги, что каждый читатель — юный или пожилой, обыватель или эрудит — найдёт в них что-то своё, увидит сквозь призму своего восприятия жизни.

Мораль басни в школе

Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей» происходит в начальной школе и преследует две основные цели:

  1. образовательную — научить детей работать с литературным произведением, анализировать его, выделять главную мысль;
  2. воспитательную — донести до учеников мораль, вернее, сделать так, чтобы они поняли её сами: нужно трудиться ради будущего, иначе рискуешь остаться ни с чем.

Таким образом, воспитательная цель на данном этапе совпадает с собственно миссией жанра — проиллюстрировать на кратком, но ёмком и красочном примере простую истину. Именно это и должно быть отражено в читательском дневнике школьника.

Восприятие глубины басни в зрелом возрасте

Взрослый человек, перечитав басню, заметит, что в ней говорится о справедливости, тогда как между строк можно разглядеть и несправедливость. Ведь Крылов творил в начале XIX века, когда в стране было чёткое социальное расслоение, обусловленное крепостным правом. Крестьяне тяжело работали всю жизнь, а у их хозяев «лето красное» никогда не кончалось. В роли стрекозы могли оказаться обедневшие дворяне, которые, будучи не приспособленными ни к какому труду, внезапно оказались без средств к существованию.

Неоднозначность героев

Имена героев басни стали нарицательными. Трудится, как муравей, говорим мы — это положительный отзыв. А называя, к примеру, девочку стрекозой, мы имеем в виду такие её черты, как подвижность, жизнерадостность, весёлость, беспечность.

Исходя из этого, нельзя сказать, что Стрекоза — герой однозначно порочный. Возможно, свою роль в такой оценке сыграло то, что современное представление о стрекозах изменилось со времён Крылова, когда стрекозой назывался «тот, кто стрекочет» — кузнечик, или цикада, как у Лафонтена. Ни о какой красоте речи не шло, и, если школьники жалеют стрекозу, оправдывая её тем, что она украшает мир своим существованием, получается, что они прочли басню не совсем так, как она была написана.

Я всегда жалела стрекозу. Муравей, по сути дела, её умирать послал.

Анечка Балякина

Мы проходили в школе эту басню. Муравей молодец, уважуха ему. Всё лето пахал, вот пусть теперь отдыхает, а не кормит тунеядцев.

Максим Кантовой

Это у насекомых так: кто еды не запасал, тот и пропадай. Если бы стрекоза была человеком, и при этом хорошо пела и танцевала — ей бы за это деньги платили, и побольше, чем муравью, который всё лето таскал с колхозных полей зёрна.

Карина Галимова

obrazovanie.guru

Анализ басни Крылова «Стрекоза и муравей»

Иван Андреевич Крылов считал часть своих басен заимствованными. Сюжеты этих басен он брал у древних баснописцев. Но поэт-критик Жуковский называл переводные басни Крылова тоже оригинальными.

Для того, чтобы понять, на какой высоте стоит Крылов в сравнении со всеми предшественниками, достаточно сделать сравнение любой заимствованной басни с оригиналом и подражаниями. Например, и Хемницер, и Крылов оба подражали Лафонтену в басне «Стрекоза и Муравей»

Вот как эта басня выглядит у Лафонтена: «Стрекоза, пропевши все лето, осталась без запаса, когда настала зима. Пошла она к соседу-муравью и просит одолжить несколько зерен, чтобы прожить до весны, обещая отдать долг с процентами. Муравей не хотел давать Стрекозе в долг и спросил, что она делала все лето? День и ночь пела. Ты пела, так теперь пляши.

Хемницер сделал стихотворный перевод этой басни Лафонтена, но при этом ничего не изменил в сюжете. Его перевод достаточно прост и наивен.

Крылов же в своем варианте басни подробно описывает характер действующих лиц. Сначала он представляет читателям Стрекозу, подвижную, резвую, с живым темпераментом и веселым характером. Характеризуя Стрекозу, он не сказал просто «прыгающая», а употребил слово «попрыгунья», нашел в русском языке такое слово, которое не на всякий язык перевести можно. И притом употребил его для того, чтобы придать Стрекозе качество нравственное, обозначить не лучшую черту ее характера – легкомыслие.

Тем самым автор подготавливает читателя к тому, как надо встретить такую просительницу. Муравей же у Крылова — насекомое степенное, работящее.

В России, в отличие от теплых стран, лето короткое, и Крылов два раза обозначил эту особенность русского климата: во-первых, от этой непродолжительности, оно нам милее и оттого в народе называют лето прекрасным: «Лето красное пропела». Во-вторых, Стрекоза не успела даже оглянуться, как лето пролетело, и настала зима.

У Лафонтена нет упоминания о скоротечности лета и это вполне понятно – лето в Европе гораздо продолжительнее, чем в России. Крылов еще более подчеркивает прелесть нашего лета, когда рисует картину зимних полей: «Помертвело чисто поле». Зима у Крылова не приходит, как в басне Лафонтена и переводе Хемницера, у Крылова зима приезжает на санях, причем по-русски, быстро: «Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза». У Лафонтена Стрекоза не меняет своего поведения с наступлением зимы. А у Крылова она уже не в силах ни летать, ни прыгать: «К Муравью ползет она».

Всего двумя словам, «попрыгунья» и «ползет» гениальный баснописец обозначил начало и конец целой драмы в жизни насекомого.

Обращение Стрекозы к Муравью «Не оставь меня, кум милый!» отражает старинный патриархальный обычай, по которому русский человек обращается к своим соседям с употреблением родственных названий, тем самым показывая, что он смотрит на свой народ, как на единую семью. Стрекоза у Крылова надеется пережить зиму за счет Муравья в его жилище.

У Лафонтена ни о какой безвозмездной помощи и речи не идет, Стрекоза в его басне лишь просит взаймы, обещая вернуть и капитал и проценты. Такая модель поведения более характерна для жителей Европы.

Нельзя не заметить, что Крылов гораздо глубже вошел в натуру насекомого и психологически верно изобразил врожденное легкомыслие Стрекозы. Она не раскаивается, не обещает изменить образ жизни и трудиться, а всего лишь «…Злой тоской удручена». Стрекоза все еще находится под обаянием летних развлечений, не может оторваться от них:

«До того-ль голубчик было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило!»

detskiychas.ru

Урок литературного чтения во 2 классе "Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»"

Дмитриева Светлана Алексеевна учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Покрово-Берёзовка Пензенского района Пензенской области Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о жанре «басня», познакомить с новой басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; воспитать у детей чувство взаимопомощи, внимательное отношение к другим людям, трудолюбие; развивать речь детей, их эмоциональную сферу, навык сознательного, выразительного, беглого чтения. Ход урока. 1. Подготовка к чтению басни. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова. Что вы знаете об этом человеке? - С какими его баснями уже знакомы? - Какие признаки характерны для всех этих басен? (Краткость, лаконизм, стихотворная форма и др.) - Кто действует в баснях? (Животные) - А кто подразумевается? (Люди) - В каких словах выражена основная мысль басни? (В морали). - Мораль оформляется как пословица. - Какие слова, ставшие пословицами из басен вы помните? - Сейчас мы услышим ещё несколько басен И.А.Крылова, которые приготовили для вас ваши одноклассники. Послушайте их внимательно, подумайте, чему они нас учат. (Учащиеся читают басни: «Орёл и пчела», «Осёл и соловей», «Лисица и виноград»). - Чему учит нас каждая басня? - Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей) - Что это за животные? - Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами) (Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья) -Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника). - А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв) - Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями? - За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.) - Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела. - Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок) - Какими эти персонажи могли быть в басне? -А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались. 2. Первое чтение. (Учитель читает наизусть) 3. Подготовка к повторному чтению. - На доске я выписала несколько слов из басни. Прочитайте их по слогам. КАТИТ ПОПРЫГУНЬЯ ПОМЕРТВЕЛО УДРУЧЕНА КУМУШКА ВСКРУЖИЛО -Кого автор называет попрыгуньей? (Стрекозу) - Почему он её так называет? (Она всё время порхала, резвилась, прыгала) - Каким ещё словом называется Стрекоза в тексте? (Кумушка) - Где вы ещё встречали это слово? (В сказке «Лиса и журавль») - К кому обращаются обычно с таким словом? (К близкому другу, человеку) - Можно ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями? (Нет) -Почему? (Потому что друзья помогают друг другу в беде, а Муравей не помог Стрекозе, он выгнал её) - Почему Муравей не помог Стрекозе? (Она всё лето отдыхала, а он работал. И поэтому, когда Стрекоза пришла к Муравью, он решил её проучить) - Прочитайте басню ещё раз и подумайте, кто же из персонажей прав: Стрекоза или Муравей. 4. Повторное чтение. 5. Анализ басни. - О чём эта басня? (О том, как Стрекоза всё лето «пропела», не подготовилась к зиме и попросила Муравья приютить её на зиму) - Чем занималась Стрекоза всё лето? (Пела) - Как это её характеризует? (Беззаботная, беспечная, легкомысленная) - Что произошло с наступлением осени? (Стало холодно, пришла нужда и голод) - Прочитайте, как об этом говорится в басне. - Как вы понимаете выражение – «зима катит в глаза»? (Зима наступает) - Что значит «помертвело» чисто поле? (Исчезла трава, а вместе с ней пропали все мелкие насекомые) - Почему Стрекоза стала голодать? (Вся пища, которой она питается, исчезла с наступлением холодов) - Что предпринимает Стрекоза? (Она идёт к муравью, чтобы попросить пригреть её на зиму) - Прочитайте, как об этом говорится в басне. - Как вы понимаете значение слова «удручена»? (Подавлена, расстроена) - Какое слово использует автор, чтобы показать состояние Стрекозы? (Ползёт) - Подберите близкие по значению слова (Бежит, идёт) -Почему же автор выбрал именно слово «ползёт»? (Чтобы показать, насколько уже Стрекоза обессилила от голода) - Что означает слово «вешние»? (Весенние) - Как же Муравей отвечает на просьбу Стрекозы? - Прочитайте, как об этом говорится в басне. - Как такой ответ характеризует Муравья? (Он равнодушный, чёрствый, бессердечный) - Как бы вы поступили на месте Муравья? - Как вы считаете, кто же прав в этой ситуации: Стрекоза и Муравей? (Никто. Стрекоза виновата в том, что всё лето беспечно веселилась, не думая о завтрашнем дне, а Муравей – в том, что отказался помочь Стрекозе в нужную минуту) - А сейчас давайте попробуем составить диафильм к этой басне и подобрать к нему нужные слова из текста. Сколько всего будет кадров? (Три) - Что будет на первом кадре? (Беззаботно летающая на лужайке цветов Стрекоза) - Какие слова подберём? (Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела) - Что изобразим на втором кадре? (Стрекоза приползла к Муравью с просьбой о помощи) - Какие слова подберём из текста? (Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она) - Чем же могла закончится история Муравья и Стрекозы? (Варианты детей) - Что же будет на последнем кадре нашего диафильма? (Стрекоза моет пол в доме Муравья) -Какую подпись сделаем к этому кадру? (Ты всё пела? Это дело! Так поди же, попляши!) - Какие же черты людей автор осуждает в этой басне? (Лень, безразличие) - Чему учит нас эта басня? (Быть трудолюбивым) 6.Творческое воссоздание прочитанного. 6.1. Подготовка к инсценированию басни. - А теперь будем готовиться к инсценированию басни. - Сколько актёров нам понадобится? (Три: автор, Стрекоза и Муравей) - Сколько сцен будет в спектакле? (Три) - Одинаковым ли будет облик Стрекозы на протяжении всего спектакля? (Нет) - О чём будет первая сцена? - Как будет выглядеть Стрекоза в первой сцене? (Красивая, весёлая, нарядная, розовое платьице с многочисленными рюшечками, на голове – бант розового цвета, на ногах – лаковые чёрные туфельки, в руках – сумочка, веер и зонтик от солнца) - Как изменится её облик во второй сцене? (Жалкий вид, платье стало грязным, порванным, бант развязался, зонт порвался, в туфлях хлюпает вода, сумочку волочит за собой) - А какой будет Стрекоза в третьей сцене? (На голове – платок, одета в стареньнок пальто, на ногах – валенки, в руках- тряпка) А будет ли меняться облик Муравья на протяжении спектакля? (Нет, на Муравье постоянно рабочая одежда) - Какие декорации понадобятся для первой сцены? - Чем занималась Стрекоза летом? (Пела, плясала) - Как это можно изобразить? Покажите. - А что делал в это время Муравей? (Трудился, работал) - Как это можно изобразить? Покажите. - О чём будет вторая сцена? - Какие декорации понадобятся для второй сцены? - Как можно показать приход Стрекозы к Муравью? (Голова опущена вниз, ноги еле-еле двигаются) - С какой интонацией обратится Стрекоза к Муравью? (С жалостливой) - Почему? (Она замёрзла, хочет есть. Муравей – её единственная надежда на спасение) - А с какой интонацией ответит Муравей Стрекозе? (С равнодушной) - О чём будет третья сцена? (О том, как Стрекоза работает в доме Муравья) - Какие декорации понадобятся для второй сцены? - С какой интонацией надо читать слова автора? (С ироничной) - Кто у нас будет читать слова автора? - Стрекозы? - Муравья? 6.2. Инсценирование басни 7. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что вам особенно понравилось? - Чему учились? 8. Домашнее задание. Выучить басню наизусть

pochemu4ka.ru


Смотрите также